Ежегодно 9 сентября в России отмечается профессиональный праздник дизайнера-графика.

С каждым годом профессия дизайнера-графика становится все более востребованной. Сфера деятельности таких специалистов – создание макетов для газет, сайтов, книг, рекламной и имиджевой продукции. Разработка логотипов и оформление вывесок – тоже дело их рук.

В честь праздника мы решили вспомнить, как создавались два самых известных символа на территории индустриального парка – исторический знак «ЗСО» и современный логотип КОНАРа. А также о некоторых дизайнерских традициях на предприятиях.

Найти автора станкомашевского логотипа «ЗСО» – завода имени Серго Орджоникидзе, к сожалению, не удалось.

­­– Все те, кто мог по возрасту застать момент создания известного знака Станкомаша – монограмму из букв З, С и О, – к сожалению, уже ушли от нас, – рассказала заведующая музеем Надежда Тарасенко. – В архивах достоверных данных также не сохранилось. По косвенным сведениям, мы считаем, что знак появился примерно в 1957 году. Тогда станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе №78 и бронекорпусный завод транспортного машиностроения №200, созданный у нас во время войны, объединили в завод имени Серго Орджоникидзе – «ЗСО». Объединение стало вторым днем рождения завода «Станкомаш».

Надежда Тарасенко рассказала, что на ее памяти на Станкомаше работали несколько специалистов, которых по современным представлениям можно отнести к дизайнерам. Они занимались разными направлениями и оставили яркий след в истории предприятия.

Владислав Ваганов в 70-80-х годах был начальником бюро производственной эстетики отдела главного архитектора – так в то время называлась структура, отвечающая за дизайн. Под началом Ваганова работали художник-конструктор Артур Нейман и художник-оформитель Вячеслав Юдин.

Задачи у производственных дизайнеров были самые широкие. Бюро задавало все оформление завода: отвечало за отделку цехов, оборудования, служебных помещений, столовых, административных корпусов, кабинета директора. Также в круг задач входило благоустройство территории, все посадки, цветники, газоны. Кроме того, производственных дизайнеров активно задействовал партком. Сотрудники бюро готовили оформление праздничных колонн для демонстраций 1 мая и 7 ноября, украшали заглавную машину Станкомаша, писали двухметровые портреты членов политбюро. Уровень дизайнеров-художников Станкомаша был настолько высок, что их привлекали к оформлению всего Ленинского района. Один из самых крупных проектов – огромный, высотой в три этажа портрет Ленина, написанный в технике сухой кисти, который разместили на доме по улице Гагарина, 2.

В соавторстве с коллегами Ваганов создал дизайн знаменитого барельефа, посвященного дню основания станкостроительного завода – 16 мая 1935 года. Барельеф состоял из двух частей. Одна из них и сейчас расположена на здании главной проходной слева от входа. Вторая, с изображением приезда на завод Серго Орджоникидзе, хранится в музее.

Вячеслав Юдин особенно славился написанием портретов руководителей и сотрудников завода. Целая коллекция его работ хранится в музее. Кроме того, Юдин выступил автором стелы ленинградцам в составе мемориального комплекса тружеников тыла Великой Отечественной войны. Мемориал был установлен рядом с проходной Станкомаша в канун 50-летнего юбилея завода в 1985 году. В память о заслугах блокадников Ленинграда, эвакуированных на Урал и работавших на заводе №200, а также о заслугах всех тружеников тыла, мемориал был дополнен стелой и памятником авторства Юдина. В 2007 году весь мемориальный комплекс перенесли на территорию перед дворцом культуры «Станкомаш». Вячеслав Владимирович лично участвовал в открытии мемориала, однако, его имя по неизвестным причинам не внесли в число авторов. Вячеслав Юдин ушел из жизни в июле 2019 года. В последние годы он работал в музее Станкомаша, оформлял экспозиции для сохранения истории родного завода.

Евгений Кобызев в 80-е годы работал инженером-дизайнером конструкторского бюро товаров народного потребления. В музее бережно хранится коллекция знаменитой посуды из нейзильбера – сплава меди, никеля и цинка, заменившего серебро. Уникальная посуда, дизайн которой разрабатывал Кобызев, выпускалась на Станкомаше в рамках конверсионной программы. Все изделия художника запатентованы. Образцы долго хранились в домашней коллекции, а несколько лет назад автор передал их в дар музею.

Современная дизайн-команда КОНАРа состоит из трех специалистов. Денис Бурделев, Сергей Шурупов и фотограф Денис Базаров разрабатывают макеты стендов, буклетов, презентаций, бланков и открыток, оформляют выставки, верстают газету, ведут визуальную «летопись» промплощадки и в целом отвечают за оформление бренда компании.

Современный логотип КОНАРа претерпел три трансформации.

Первый товарный знак использовался почти два десятка лет.

 

Когда появилась потребность в обновлении в духе времени, разработку логотипа поручили сторонней дизайнерской компании. Предложенный круглый символ, состоящий из семи полос, объединенных общей вертикалью, символизировал предприятия группы КОНАР, объединенные одной философией бизнеса и производственной цепочкой. Однако, «модный» знак не прижился, просуществовав менее двух лет.

 

К 25-летнему юбилею КОНАРа начали разрабатывать праздничный знак, который после корректировок превратился в современный логотип. Для создания нового знака объявляли конкурс, в котором приняли участие дизайнеры со всей России. Предложений было много, однако, конечный вариант, по сути, придумал генеральный директор КОНАРа Валерий Бондаренко. Он на бумаге прорисовал, как логотип должен выглядеть, а оформил идею дизайнер Денис Бурделев. Последний этап доработки заключался в том, чтобы не разделять «фирменную» трехцветную букву К и основное написание КОНАР (как предлагалось ранее), а слить их в единый знак. Вариант оказался максимально удачным. Теперь логотип состоит из пяти четких букв, он хорошо заметен при любом типе брендирования, в любом размере, имеет варианты для монохромного изображения, нанесения на светлый и темный фон.

1 сентября 2017 года сотрудникам компании и партнерам представили новый брендбук КОНАРа. С этого времени логотип КОНАР используется повсеместно: для фирменной канцпродукции, визиток, вывесок, спецодежды и т.д.  Все желающие могут увидеть его на корпоративном портале.

 

2019-09-27T09:11:43+03:00 10 сентября, 2019|